восстанови зрение

Определение остроты зрения у детей

Острота зрения. Системы и правила определения остроты зрения



Острота зрения – это возможность глаза видеть раздельно две точки при максимальном их сближении. Размер изображения зависит от угла зрения, который образуется между узловой точкой глаза и 2 крайними точками рассматриваемого предмета.

Оглавление:

Остроту зрения обеспечивают колбочки, находящиеся в центральной ямке желтого пятна сетчатки.

Эталон остроты зрения

Эталоном нормальной остроты зрения принят угол зрения в одну минуту (Неаполь, 1909 год, Международный конгресс офтальмологов), которому соответствует величина равная 0,004 мм и соответствующая диаметру одной колбочки. Для раздельного восприятия 2 точек надо, чтобы в глазном дне между двумя колбочками была хотя бы одна промежуточная, она и будет препятствовать слиянию изображений.

В чем же выражается разница в остроте зрения? Главное отличие — расстояние, с которого человек одинаково хорошо видит один и тот же объект. К примеру, люди имеющие зрение 1,0, могут прочитать номер машины приблизительно с сорока метров. В офтальмологии существует такое понятие, как диоптрии. В них выражают оптическую силу контактных линз и очков. Поэтому следует знать, что острота зрения и диоптрии (рефракция) — это разные показатели.

Оборудование для проверки зрения

Для выявления остроты зрения применяются специальные таблицы, которые состоят из отдельного ряда символов, различных по размерам. Ширину каждой буквы или знака видно с расстояния под углом зрения в одну минуту, а всю букву — под углом зрения в пять минут. В таблицах остроты зрения напротив каждого ряда стоят цифры. Ты, что справа она указывает остроту зрения читающего этот ряд. Цифра слева указывает расстояние, с которого данная строка видна под углом в 1 минуту. В таблицах Головина-Сивцева есть 12 рядов букв и разрезанных колец Ландольта.



Для обследования детей дошкольного возраста применяется таблица остроты зрения Орловой, состоящая из рисунков знакомых детям предметов. К таблицам предъявляются определенные требования, чтобы исследование остроты зрения было наиболее правильным. Знаки (оптотипы) должны быть черного цвета и напечатаны на чистой белой бумаге. Освещение должно быть постоянным с яркостью 700 люксов, что достигается с помощью лампочки 40 Вт, которая распологается на расстоянии 25 см и прикрывается от больного непрозрачным щитком в осветительном аппарате Рота. Таблица остроты зрения должна быть размещена на стене напротив окна, на высоте 1,2 м от пола (для взрослых).

Обследование зрения

Определение остроты зрения проводится с расстояния пять метров. Пациент садится спиной к окну напротив таблиц. Каждый глаз обследуется отдельно — сначала исследуется правый глаз, затем — левый. По очереди, начиная с первого ряда, окулист показывает буквы, предлагая больному их называть. Принято считать, что если при проверке человек видит предмет размером 1,4 мм при освещении 700 лк, то у него зрение 1,0. Т. е. это нормальный показатель для среднестатистического человека. Десятый ряд под углом зрения в 1 минуту видно с расстояния пять метров, что подтверждается цифрой напротив этого ряда, расположенной слева. Определение остроты зрения записывают так: VIS OU = 1,0. Если левым глазом больной видит только первый ряд, показатель записывается так: VIS = 0,1. Вместо букв первого ряда можно показывать на фоне черного щитка широко расставленные пальцы, предлагая больному перечесть. Если больной видит их ближе 0,5 м, то его остроту зрения записывают так: VISUS = пересчета пальцев.

В таких случаях когда пациент не видит их количество ближе 0,5 м, проводится движение руки перед глазом в разных направлениях напротив источника света. Если больной правильно называет направление движения руки, показатель записывают так: VISUS = движения руки. Когда обследуемый не способен определять направление движения руки, то проводится исследование светоощущения. Для этого настольную лампу ставят слева и немного позади от больного на уровне его головы. Зеркальным офтальмоскопом наводят на глаз яркий пучок света. Наводя в глаз это луч с разных направлений (справа, слева, сверху, снизу), определяют способность отдельных участков сетчатки воспринимать яркость. Когда больной правильно указывает направление пучка света, то это записывается так: VISUS = 1 / ∞ P. L. C. Отсутствие правильной проекции записывается: VISUS = 1 / ∞ P. L. IC. Полное отсутствие светоощущения записывается так: VISUS = 0 (ноль).

Влияние остроты зрения на формирование понятий

Фазовая динамика формирования понятий здоровыми учениками и учениками, имеющими нарушения остроты зрения, одинакова. Но понятия детей с нарушением зрения количественно и качественно отличается от понятий детей массовой школы. Острота зрения (норма 1) в пределах 0,05-0,2 резко влияет на формирование зрительных представлений. Эти ученики ограничены в восприятии предметов, удаленных от глаз на расстоянии больше 5 метров. Это приводит к тому, что у них формируются понятия на основе словесного описания, которые не подкреплены зрительным образом. Это приводит к схематичности, бедности понятий. Есть серьезные нарушения в представлении величин отдельных предметов, пространственных соотношений. Дети с остротой зрения более 0,2 не относятся к тем, у кого есть строгая закономерность между остротой зрения и формированием понятий. С возрастом влияние остроты зрения на формирование представлений уменьшается. В 4-м, 5-м, 6-м классах она оказывает существенное влияние, а с 7-го класса уже ее роль ослабевает. Если острота зрения больше 0,2, она не влияет прямо на сохранение представлений. В основном причина, вызывающая понижение зрения, не влияет на формирование понятий. У учеников с дефектами зрения установлена предметная бедность, фрагментарность понятий, недостатки в отображении формы и величины объектов. Серьезные нарушения понятий влияют на мысленные операции в сложных ситуациях.

Острота зрения у детей

С первого дня рождения зрение человека дает ему познавать все окружающее. Глаз имеет форму шара, он защищен плотной оболочкой, которая называется склерой. Передняя ее часть — радужная оболочка, под радужной оболочкой размещен хрусталик. В роговице имеется отверстие — зрачок, диаметр которого в зависимости от освещенности может изменяться от 2 мм до 8 мм. Задняя часть склеры покрыта сетчатой оболочкой. Способность хрусталика изменять свою кривизну при изменении расстояния до предмета называют инерцией зрения. Новорожденный с первой недели жизни считается зрячим, если у него есть реакция зрачка на свет и общая подвижная реакция. Со второй недели младенец способен на кратковременное наблюдение за движением предмета. Со второго месяца жизни малыш реагирует на грудь мамы. На третьем узнает мать и фиксирует глазами предметы. Слепой младенец может реагировать только на звук. Для обследования детей 3-5 лет применяются таблицы Орловой, которые состоят из рисунков разных размеров.



У детей в раннем возрасте зрительные функции пластичны и поддаются влиянию, поэтому коррекция зрения, а именно специальные упражнения, во многих случаях позволяет восстановить нормальное зрение. Но подходить к этому надо достаточно серьезно не только в детском саду, но и в домашних условиях. Упражнения выполнять систематически и последовательно, правильно чередовать различные виды деятельности ребенка с отдыхом для глаз. Использовать яркие игрушки, предметы, чтобы ребенку было интересно заниматься полезным делом. Такая коррекция зрения начинается с выполнения упражнений по расслаблению скелетных мышц. Самая удобная для этого — «поза кучера». Ребенок сидит на стульчике, кисти висят свободно, ноги на ширине плеч, плечи немного сгорблены, голова лежит на груди. В такой позе расслабляется самое большое количество мышц. Очень эффективным и полезным упражнением для достижения максимальной степени расслабления глаз является «пальминг» (прогревание зрительного тракта теплом руки).

Обследование поля зрения

Больной и окулист располагаются друг против друга на расстояниисм и закрывают глаза: пациент — левый, окулист — правый, либо наоборот. В разных направлениях врач перемещает руку с растопыренными пальцами, предлагая пациенту сказать о появлении пальцев, как только он их увидит. Рука при этом должна перемещаться в плоскости, находящейся на середине расстояния между ним и обследуемым.

Если больной и окулист одновременно замечают появление пальцев, то это свидетельствует о нормальном поле зрения. Обследование поля зрения с помощью периметра называется «периметрия». Основное преимущество периметрии в том, что проекция поля зрения осуществляется на вогнутую сферическую поверхность сетчатки, что позволяет получить точную информацию о функции сетчатки на периферии.

Особенности зрения

Периферическое зрение — это зрение человека периферическими участками сетчатки. Обследование проводится при помощи проекционных периметров, в которых световой объект проецируется на внутреннюю поверхность дуги или гемисферу. Периферия дополняет центральное зрение, улучшает возможности ориентирования в пространстве. Набор светофильтров и диафрагм, позволяет быстро и дозировано менять размер, яркость и цвета объекта.

Сферопериметрия — дневное, сумеречное и ночное поле зрения.



Кинетическая периметрия характеризуется простотой исполнения и сопоставляется с периметрией по Lister и по Goldman.

Кампиметрия — способ обследования поля зрения на плоскости. Она позволяет определить центральные границы в пределах°. Широко применяется для определения скотомы — слепого участка в поле зрения. Это область сетчатой оболочки глаза с частично изменённой или полностью выпавшей остротой зрения, окружённая относительно сохранными или нормальными световоспринимающими элементами глаза («колбочками» и «палочками»).

Решетка Амслера — один из методов проверки особенности зрения, возможность протестировать мельчайшие изменения центрального и периферического зрения. Техника проведения:

1. При необходимости надеть очки.

2. Закрыть один глаз.



3. Смотреть на точку в центре и сфокусировать взгляд на ней в течение всего периода исследования.

4. Смотреть только в центр, убедиться, что видно только прямые линии, а все квадраты имеют одинаковый размер.

Методика периметрии

По методике периметрии каждый глаз исследуется отдельно. Больному закрывают один глаз (сначала левый) и сажают спиной к окну перед периметром, который должен быть освещен и находиться напротив окна. Подбородок больной ставит на подставку периметра, упираясь в ее выступ нижним краем орбиты обследуемого глаза. Медсестра становится напротив пациента, наблюдает за ним, чтобы больной все время фиксировал центральную метку периметра. Больному объясняется, что он должен сказать о моменте появления предмета, который перемещается по дуге от периферии к центру, в поле зрения.

Можно делать движения от центра к периферии. В таких случаях пациент должен немедленно сказать о моменте исчезновения объекта. Движение объекта должно быть плавным, без рывков, примерно 2-3 см/с. Для большей точности движение объекта можно повторить несколько раз. Отсчет проводят на дуге периметра, когда больной указывает момент исчезновения или появления объекта. Возвращая дугу периметра вокруг оси, постепенно исследуют поле зрения по 8-12 меридианам с промежутками 30-45°. Увеличение количества меридианов обследования увеличивает точность периметрии, но одновременно затягивается время исследования. На современных проекционных периметрах регистрация полученных данных осуществляется автоматически. При отсутствии такой возможности запись результатов периметрии проводится на чистом листе бумаги, где от руки заготавливается схема из 8 меридианов и против каждого записывают данные периметрии.

Нормированные послабления остроты зрения

При использовании комбинированных очков с микропризменными линзами не происходит значительного уменьшения освещенности и остроты образа, который наблюдает пациент через линзу. Очень эффективным для лечения амблиопии при анизометрии и косоглазия является методика с использованием оптических элементов, которые влияют на снижение остроты зрения фиксирующего или доминирующего глаза. Для этого используются соответствующие нормированные ослабители остроты зрения, которые представляют собой прозрачную пластинку диаметроммм и толщиной 0,5-2,0 мм, изготовленную из оптического стекла или пластмассы. На нее нанесен соответствующий микрорельеф таким образом, что интенсивность света уменьшается на строго определенную величину. Офтальмологическая практика показывает, что целесообразно иметь градуированные степени уменьшения: 10, 20, 30, 40, 50, 60 и 80%. Пластинки могут непосредственно закрепляться на внутренней поверхности сферической линзы или стекла в форме сферической линзы, которая затем устанавливается в очную оправу и используется пациентом при постоянном ношении очков.



Компьютерный синдром

Так называемый «компьютерный синдром» все чаще приводит к потере остроты зрения в современном мире. Согласно статистике, 80% пользователей страдает этим недугом. Не так давно появились новые проблемы зрения под названием «компьютернозависмый синдром», то есть синдром усталости глаз у тех, кто работает с электронными гаджетами. А это не только компьютеры, но и вся современная техника. Уже доказано пагубное влияние синего спектра излучения, которое получает человек при работе с такими устройствами. Для лучшего понимания, синий спектр — это наиболее короткая волна, которая негативно влияет на зрительный аппарат.

К тому же изображение на экране монитора состоит из пикселей, которые сразу не увидишь глазами. Но наш мозг воспринимает их, что в конечном итоге его утомляет: столько мелких точек надо собрать в голове и подать в аппарат зрения, как некий объект! Получается, что такие действия — постоянный стрессовый фактор, в результате которого появляются раздражительность и бессонница. В группу риска входят люди в возрасте от 15 до 34 лет, потому что они больше связаны с электронными приборами, переходя от одного к другому: от монитора компьютера к телевизору, от телевизора до планшету, затем к мобильному телефону. Такое непрерывное изменение не позволяет человеку оторвать взгляд.

Источник: http://www.syl.ru/article/200181/new_ostrota-zreniya-sistemyi-i-pravila-opredeleniya-ostrotyi-zreniya

Определение остроты зрения у детей разных возрастов

Определение остроты зрения у детей разных возрастов

В детском возрасте определять остроту зрения очень сложно из-за особенностей психики ребенка. В современных офтальмологических клиниках с этой целью используется авторефкератометр от компании Ravita, благодаря которому за считанные секунды можно определить остроту зрения даже у самого неусидчивого ребенка. Но как выполняются измерения в клиниках где нет новейшего оборудования?

Дети 1-2 лет

Э.С. Аветисов предложил свой авторский способ определения остроты зрения у детей первых двух лет жизни. Суть его в следующем.

Методика определения остроты зрения по Аветисову

Ребенка с завязанным одним глазом вводят в светлую комнату глазного кабинета. В пяти метрах от пациента кладут шарик белого цвета. Точно такой же шарик ребенку показывают с расстояния 25 см и просят последнего принести шарик, лежащий в отдалении. Если ребенок не может увидеть расположенный на пятиметровом расстоянии шарик, его передвигают ближе — на 4; 3 м и т. д. — до тех пор, пока пациент не справится с поставленной задачей. Можно использовать шарики разного диаметра. Остроту зрения у детей 1-2 лет далее определяют по таблице Э.С. Аветисова.

Дети 3-7 лет

Детская таблица для определения остроты зрения

В старшей возрастной группе детей (3-4 лет) трудности в определении остроты зрения связанны прежде всего с неустойчивостью детского внимания. Острота зрения определяется по специальной детской таблице для детей с 3 до 7 лет, в которую включены изображения.

Перед исследованием необходимо познакомить ребенка с картинками, нарисованными на таблице. Иногда для этого используют изолированные картинки.



Вначале зрение обоих глаз проверяют одновременно, а затем по очереди: первым проверяется глаз с лучшим зрением, вторым — с худшим. При исследовании ребенку на непроверяемый глаз накладывается монокулярная повязка, так как пользовании ширмой ребенок может подглядывать вторым глазом.

Дошкольники и младшие школьники

У этой категории пациентов определение остроты зрения надо проводить без поспешности. Нельзя требовать от детей точных ответов, приходится учитывать близкое к рисунку название. Нужно постараться без родителей установить контакт с исследуемым ребенком. Понижение остроты зрения, установленное при первом исследовании, надо проверить повторно.

Источник: http://medobook.com/4921-opredelenie-ostroty-zreniya-u-detey-raznyh-vozrastov.html

Нарушения зрения у детей. Причины, симптомы, лечение и профилактика

Зрение – одно из чувств восприятия, с помощью которого мы получаем информацию о внешних свойствах предметов и их расположении в пространстве. Особенно важно наличие хорошего зрения для детей, поскольку снижение остроты зрения в той или иной степени препятствует полноценному развитию ребёнка.

Причины нарушения зрения

Все причины нарушения функции глаз можно разделить на: наследственные (передающиеся по наследству), врождённые (появившиеся во внутриутробном периоде) и приобретённые (возникшие после рождения под воздействием различных внешних факторов). Но это деление относительно, т.к. та или иная патология может относиться сразу к трём группам, например близорукость (миопия), может передаваться по наследству от родителей, может возникать во время внутриутробного развития, а также может быть приобретённой вследствие ускоренного роста глаза.



Нарушение зрения может быть и не только вследствие заболеваний самого глаза. При сердечно-сосудистой патологии, при заболеваниях почек, лёгких, ЛОР-органов, центральной нервной системы (головного и спинного мозга), эндокринной системы (сахарный диабет, заболевания щитовидной железы), при заболеваниях крови, заболеваниях соединительной ткани (ревматизм), при нарушениях обмена веществ, авитаминозах, различных инфекционных заболеваниях (корь, коклюш, скарлатина, ветрянка, эпидемический паротит, дифтерия, дизентерия др.) — при всех этих заболеваниях может отмечаться нарушение зрения.

Диагностика нарушения зрения у детей

Первый осмотр новорожденного офтальмологом может быть проведён ещё в родильном доме. Это в первую очередь касается недоношенных детей, родившихся с весом менее 2 кг, со сроком гестации (беременности) менее 34 недель. Для этих детей велик риск развития ретинопатии недоношенных. Под этим термином подразумевают аномальный рост сосудов сетчатки, который впоследствии может привести к полной отслойке сетчатки и, соответственно, к слепоте. Риск развития заболевания повышается, если ребёнку длительное время (около 1 месяца) проводилась кислородотерапия либо он находился на искусственной вентиляции лёгких. Чем раньше эта патология будет выявлена, тем лучше прогноз для зрения ребёнка.

При наличии показаний первое обследование офтальмолога ребенок проходит в 1 месяц. Это дети с врождёнными пороками, перенесенными родовыми травмами, перенесенной асфиксией, недоношенные дети, а также дети с упорным слезотечением или слизисто-гнойным отделяемым. Обследование включает в себя

  • наружный осмотр,
  • определение фиксации взглядом предметов,
  • определение реакции на свет,
  • офтальмоскопия.

Острота зрения при рождении около 0,1, но в таком возрасте обычно офтальмологи её не проверяют. У здорового новорождённого глазные щели узкие, одинаковой формы. Роговица прозрачная, склера голубоватого цвета. При наружном осмотре можно выявить периодическое косоглазие, что характерно для детей этого возраста из-за несовершенства нервной системы. При наличии гнойного отделяемого или слёзотечения можно судить о нарушении проходимости слёзных путей.

Для определения фиксации взгляда ребёнку показывают яркую игрушку, при этом он задерживает на ней взгляд в течение нескольких секунд. При внезапном освещении у здорового ребёнка присутствует реакция зрачка на свет (сужение), при этом, как правило, ребёнок начинает смыкать веки, увеличивается его общая двигательная активность.



Методом офтальмоскопии пользуются для осмотра глазного дна, оценивается прозрачность сред глаза для исключения врождённой катаракты. Для этого используется прибор – офтальмоскоп. При этом можно увидеть структуры, расположенные на глазном дне. Для более детального осмотра глазного дна необходимо расширить зрачок, что достигается закапыванием в глаз таких препаратов (на выбор), как атропин или тропикамид. Картина глазного дна новорождённого несколько отличается от картины взрослого. На фоне бледно-розовой сетчатки расположен сероватый диск зрительного нерва со слегка стушёванными контурами с четкой прямолинейной сетью сосудов.

Проверка зрения в 3 месяца

По плану первый осмотр офтальмолога ребёнок проходит в 3 месяца. Проводятся:

  • наружный осмотр глаза,
  • определение фиксации взгляда и слежения за предметом,
  • скиаскопия,
  • офтальмоскопия.

При наружном осмотре в норме ещё может определяться небольшое периодическое косоглазие, но в большинстве случаев косоглазие к этому времени полностью исчезает. Ребёнок уже должен достаточно хорошо фиксировать взгляд, следить за предметами. Также при этом проверяется подвижность глазных яблок. Подвижность глазных яблок вверх, вниз, вправо и влево должна быть полной и одинаковой на обоих глазах.

Скиаскопия (теневая проба) — суть ее заключается в наблюдении за характером движения тени в области зрачка, создаваемой зеркалом офтальмоскопа, при его покачивании. Для определения степени аметропии к глазу подставляются поочерёдно определённые линзы и скиаскопия проводится через них. Врач отмечает линзу, при которой тень перестаёт двигаться и, сделав некоторые расчёты устананавливает степень аметропии и выставляет точный диагноз. Для более точного определения диагноза и его степени перед проведением скиаскопии необходимо в течение 5 дней закапывать в глаза атропин.

Посредством скиаскопии в этом возрасте уже можно определить остроту зрения. Для детей в целом в норме характерно наличие гиперметропии. Нормой гиперметропии для этого возраста, считается рефракция +3,0Д — +3,5 Д. Это обусловлено коротким передне-задним размером глаза, который с возрастом увеличивается, и гиперметропия исчезает.

Картина глазного дна ещё может соответствовать картине месячного ребёнка.



Проверка зрения в 6 месяцев

Следующий осмотр назначен на 6 месяцев. Также проводятся наружный осмотр, определение подвижности глазных яблок, скиаскопия, офтальмоскопия.

Косоглазие в этом возрасте в норме уже отсутствует. Подвижность глазных яблок полная. Результаты скиаскопии сравнивают с предыдущими результатами. Степень гиперметропии может несколько уменьшиться или ещё остаться на прежнем уровне. Картина глазного дна становится как у взрослого. Сетчатка розового цвета, диск зрительного нерва приобретает бледно-розовую окраску и чёткие контуры, соотношение колибра артерий и вен равно 2:3.

Проверка зрения в 1 год

  • определение остроты зрения,
  • скиаскопия или авторефрактометрия (с помощью последнего метода можно достаточно точно определить степень близорукости, дальнозоркости или астигматизма),
  • офтальмоскопия.

Об остроте зрения в первые годы можно судить по расстоянию, с которого ребёнок узнаёт игрушки. В 1 год она равна 0,3-0,6. Результаты скиаскопии (или авторефрактометрии) снова сравнивают с предыдущими результатами. В норме степень гиперметропии должна уменьшиться до +2,5 Д-+3,0Д.

Картина нормального глазного дна: сетчатка розового цвета, диск зрительного нерва бледно-розовой окраски с чёткими контурами, соотношение колибра артерий и вен равно 2:3.

Проверки зрения повторяют в возрасте 2 лет, перед оформлением ребёнка в детский сад, это, как правило, в 3 года, в 4 года, в 6 лет, перед оформлением в школу и каждый год во время учёбы в школе.



Острота зрения у ребенка

С 3-летнего возраста остроту зрения проверяют при помощи таблицы. Норма остроты зрения в 2 года – 0,4-0,7; в 3 года – 0,6-0,9; в 4 года – 0,7-1,0; 5 лет — 0,8-1,0, в 6 лет и старше – 0,9-1,0.

До 3 лет происходит интенсивный рост глаза, гиперметропия к этому возрасту значительно снижается. Но глазное яблоко продолжает расти ещё долет. Так, в 2 года гиперметропия может составлять +2,0Д-+2,5Д, в 3 года – +1,5Д — +2,0Д, в 4 года — +1,0Д — +1,5Д, к 6-7 годам – до +0,5Д. К 9-10 годам гиперметропия должна полностью исчезнуть. Как видно, с возрастом происходит снижение гиперметропии, что связано с ростом глаза.

Эти показатели гиперметропии, соответствующие определённому возрасту ещё называются запасом дальнозоркости. У новорожденных он равен примерно 3 диоптриям, которые расходуются во время роста глаза. Степень дальнозоркости должна строго соответствовать выше приведённым цифрам в определённой возрастной категории. Так, например, если у годовалого ребёнка будет определена рефракция +1,5Д, вместо положенных +2,5Д-+3,0Д (это низкий запас дальнозоркости), то очень велик риск развития близорукости. А раннее развитие близорукости может привести к быстрой утрате зрения. Напротив, при рефракции +5,0Д у годовалого ребёнка – это высокий запас близорукости, который не сможет полностью израсходоваться при росте глаза – возможно развитие патологической дальнозоркости. При этом могут возникнуть косоглазие и амблиопия. Но, если у ребёнка в 1 год был большой запас дальнозоркости, а в 3 года низкий, то это говорит об ускоренном росте глаза. Как следствие, развивается близорукость, которая со временем прогрессирует, так как глаз ребёнка всё ещё продолжает расти. В этом случае рекомендуется усиленное внимание к зрению — витамины и профилактическая гимнастика для глаз.

При ускоренном росте глазного яблока сетчатка не успевает расти за внешней оболочкой, нарушается её трофика (кровоснабжение), сосуды растягиваются и становятся ломкими – всё это приводит к дистрофическим изменениям стекловидного тела, сетчатки, кровоизлияниям, а впоследствии — к отслойке стекловидного тела и сетчатки; и, соответственно, к слепоте.

При обнаружении патологии рефракции, необходимо регулярное (каждые 6 месяцев) диспансерное наблюдение, целью которого являются контроль лечения и своевременное выявление осложнений.



Осмотр детей с 3 лет

В некоторых случаях диагноз можно выставить уже при наружном осмотре. Например, косоглазие, травмы, инфекционно-воспалительные заболевания. Врач осматривает веки, конъюнктиву, само глазное яблоко. При осмотре глазного яблока обращают внимание на величину, форму, положение и подвижность.

Остроту зрения определяют с помощью таблицы Сивцева. Пациент садится в 5 метрах от неё, попеременно закрывая то правый, то левый глаз, читает предложенные ему буквы. Для детей младшего возраста на таких таблицах изображены различные картинки. С помощью этих таблиц можно определять остроту зрения у детей примерно с 3 лет. Проверяют зрение без коррекции, и если требуется, с коррекцией специальными стёклами. Если зрение улучшается с минусовыми стёклами – можно предположить миопию или спазм аккомодации, если с плюсовыми – гиперметропию, а, если зрение этими стёклами не исправляется – можно заподозрить астигматизм. Точный диагноз миопии, гиперметропии или астигматизма можно поставить лишь после проведения скиаскопии или авторефрактометрии.

При осмотре с помощью щелевой лампы (биомикроскопия) можно детально рассмотреть структуры глаза, такие как конъюнктива, роговица, передняя камера глаза (пространство между роговицей и радужкой), склера, радужка и хрусталик, можно оценить прозрачность глазных сред. При этом методе диагностики можно выявить воспалительные процессы, как в остром, так и в хроническом периоде (появление расширенных сосудов склеры, конъюнктивы, помутнения роговицы, помутнения влаги передней камеры, изменения цвета и рисунка радужки), можно определить наличие образований (ячмень, халязион, кисты различного происхождения, онкологические образования, рубцы), наличие травм , помутнения хрусталика (катаракта).

Офтальмоскопию используют для осмотра глазного дна. На фоне розовой сетчатки первое, что бросается в глаза – это диск зрительного нерва (ДЗН). В норме он бледно-розового цвета, округлой или овальной формы, с чёткими контурами с небольшим углублением в центре. При глаукоме это углубление может достигать и всей площади диска. При атрофии зрительного нерва ДЗН бледный с чёткими контурами, при воспалении – контуры нечёткие, сам диск гиперемирован (покрасневший), отёчен. При начальной стадии близорукости у ДЗН можно увидеть так называемый миопический конус, который образуется при ускоренном удлинении глаза. При прогрессировании миопии этот конус может превратиться в большой атрофический очаг, резко ухудшающий зрение. Вообще, любые патологические процессы на зрительном нерве приводят к резкому ухудшению зрения. Из центра диска на сетчатку выходят сосуды (артерии и вены). Соотношение диаметра артерий и вен равен 2:3. По изменению структуры сосудов, их колибра можно предположить патологию в головном мозге, можно судить о течении сахарного диабета, артериальной гипертензии и других заболеваний. Кроме того врач осмотрит область жёлтого пятна и центральной ямки, отвечающих за центральное зрение. В этой области сетчатки могут появляться обширные дистрофические очаги, например при токсоплазмозе, что в значительной степени ухудшает зрение. Также при помощи офтальмоскопии можно определить наличие примесей в стекловидном теле (например, примесь крови при травме).

При заболеваниях зрительного нерва и головного мозга определяют поля зрения. Поле зрения это та часть пространства, которое глаз видит в неподвижном состоянии. Для этого используется прибор – периметр. И по полученным результатам врач определяет степень поражения той или иной структуры нервной системы. Поле зрения определяется попеременно для каждого глаза с применением объектов разных цветов. У детей школьного возраста и старше в норме границы поля зрения следующие: кнаружи — 90°, кнутри — 55°, кверху — 55°, книзу — 60°. Допускаются индивидуальные колебания около 5-10°. У детей дошкольного возраста периферические границы поля зрения



на 10° уже, чем у взрослых людей. Самые широкие поля зрения характерны при обследовании на белый объект. На синий, красный и зелёный цвета образуются более узкие поля зрения.

Возможные нарушения зрения у детей

Среди нарушений зрения, наиболее часто встречающихся у детей, можно выделить следующие: близорукость, дальнозоркость, астигматизм, амблиопия, косоглазие, поражения сетчатки глаза, птоз (опущение верхнего века), нарушения зрения в результате травм, воспалительных заболеваний и др.

Наиболее растпространная патологии зрения у детей – аномалии рефракции глаза (т.е. нарушениях в преломлении лучей света в глазу). Аномалии рефракции ещё называют аметропиями. К аметропиям относятся миопия (близорукость), гиперметропия (дальнозоркость) и астигматизм. В основном это наследственные заболевания. Но, как правило, само заболевание напрямую не наследуется, а наследуется лишь предрасположенность к нему. Поэтому родителям с подобными нарушениями зрения необходимо уделить особое внимание на зрение своих детей и уже с раннего возраста проводить профилактику.

Глаз можно назвать системой линз. Лучи света, проникая через эти линзы, преломляются и в здоровом глазу проецируются непосредственно на сетчатку. Наиболее сильной преломляющей способностью обладают роговица и хрусталик. Если лучи, преломившись в линзах, собираются перед сетчаткой, то это называется миопией (близорукостью), если собираются за сетчаткой, то это гиперметропия (дальнозоркость).

Близорукость может возникнуть либо из-за чрезмерного преломления лучей, либо из-за увеличенного передне-заднего размера глаза. Так, например, близорукость может возникнуть в период интенсивного роста (5-10 лет) и постепенно увеличиваться, пока глаз окончательно не вырастет (в основном до 18 лет). Астигматизм в основном возникает при неравномерном росте глаза, когда роговица вместо округлой формы приобретает овальную. Также причина может быть и в неправильной форме хрусталика. Кроме того астигматизм может быть и следствием различных травм глаза. Лучи света в этом случае преломляются под разными углами и на сетчатке не фокусируются. В этом случае человек видит одни линии чётко, а другие размыто.



При дальнозоркости, астигматизме, косоглазии, птозе (опущении верхнего века) может развиваться амблиопия. Амблиопия – это снижение зрения не поддающееся улучшению с помощью линз. Сетчатка нормально функционирует лишь при её постоянном раздражении лучами света, при этом образуются импульсы, поступающие по зрительному нерву в головной мозг. При амблиопии это раздражение отсутствует, следовательно информация в мозг не поступает и человек этим глазом ничего не видит, даже, если будет в очках.

Глазу присуще ещё одно важное свойство – аккомодация. Это способность изменять кривизну хрусталика, благодаря чему глаз может чётко видеть предметы, находящиеся на разных расстояниях от него. Это происходит в результате сокращения определённой мышцы в глазу и благодаря податливости хрусталика. У детей, особенно школьников, часто возникает спазм аккомодации и проявляется внезапным ухудшением зрения вдаль и сохранением хорошего зрения вблизи. У ребёнка появляется стремление приблизить предмет к глазам. Это может быть связано с несоблюдением правил гигиены зрения, с вегето-сосудистой дистонией, с повышенной нервной возбудимостью. Это состояние ещё называют ложной близорукостью, т.к. после проведения лечения эта симптоматика исчезает. Но, при отсутствии лечения может развиться истинная близорукость.

Профилактика нарушений зрения у школьников

Для того, чтобы избежать снижения остроты зрения у ребенка, важно обеспечить поступление в его организм достаточного количество некоторых витаминов и биологически-активных веществ. Специально разработанный для здоровья глаз БАД к пище «ЛЮТЕИН-КОМПЛЕКС® Детский» — поликомпонентный продукт, в состав которого входят вещества, необходимые для нормального функционирования органов зрения у школьника с 7 лет: лютеин, зеаксантин, ликопин, экстракт ягод черники, таурин, витамины А, С, Е и цинк. Тщательно подобранное с учетом потребностей органов зрения сочетание биологически-активных компонентов защищает глаза ребенка, что особенно важно делать, начиная с 7-ми лет, когда начинаются первые серьёзные зрительные нагрузки в начальной школе, и снижает риск глазных заболеваний.

Врач офтальмолог Одноочко Е.А.

Комментарии

Еще советуем почитать близкие по теме статьи:

  • Вы здесь:  
  • Главная
  • Про детей
  • Детские болезни
  • Детская офтальмология
  • Нарушения зрения у детей. Причины, симптомы, лечение и профилактика

© Копирование допустимо только с прямой активной ссылкой на страницу с оригиналом статьи.

При любых заболеваниях, в особенности при беременности или у ребенка не занимайтесь диагностикой симптомов и лечением самостоятельно, необходимо обязательно обратиться к врачу — специалисту.



Энциклопедия родителей

Развлечения для детей

Популярные статьи о детях

© 2018 Энциклопедия 7 гуру с советами врачей, психологов, педагогов

Источник: http://www.7gy.ru/rebenok/detskie-bolezni-simptomy-lechenie/glaza/177-narushenija-zrenija-u-detej.html

Диагностика зрения у детей ♥

Профилактический осмотр офтальмолога необходимо проводить в возрасте 1, 3 и 6 месяцев, 1 года, 3, 5 и 7 лет. Это поможет предупредить близорукость, дальнозоркость, косоглазие и другие заболевания глаз.

Существует четкая закономерность постепенного совершенствования форменного зрения на основе жизненного опыта по мере роста и развития детского организма.

В связи с этим о возрастных нормах остроты зрения у детей дошкольного возраста можно судить лишь с большой долей условности. Следует иметь в виду, что у детей острота зрения ниже 1,0 может отмечаться и при отсутствии каких-либо изменений со стороны органа зрения.


  • 1 неделя — 0,002-0,02 (до 2 %)
  • 1 месяц — 0,008-0,03 (до 3 %)
  • 3 месяца — 0,05-0,1 (5-10 %)
  • 6 месяцев — 0,1-0,3 (10-30 %)
  • 1 год — 0,3-0,6 (30-60 %)
  • 2 года — 0,4-0,7 (40-70 %)
  • 3 года — 0,4-0,7 (40-70 %)
  • 4 года — 0,6-0,9 (60-90 %)
  • 5 лет — 0,8-1,0 (%)
  • 7 лет — 0,9-1,2 (%)
  • 8-15 лет — 0,9-1,5 (%)

С самого маленького возраста регулярные визиты к офтальмологу не менее важны, чем регулярные прививки и посещение педиатра.

Первый осмотр зрения ребенка проводится еще в роддоме, его цель — выявление врожденных заболеваний (катаракта, опухоль сетчатки (ретинобластома), глаукома, воспалительные заболевания). Обязателен осмотр детей родившихся раньше срока, с целью исключения ретинопатии недоношенных и атрофии зрительного нерва.

Первый год жизни ребенка — пора интенсивного развития зрения, поэтому офтальмолога следует посетить как минимум 3 раза — в 1 месяц, полгода и год.

Особенно это касается малышей, относящихся к группе риска:

  • у которых один или оба родителя имеют какие-либо отклонения зрения;
  • которые родились недоношенными;
  • у которых есть родственники, больные глаукомой.

Для диагностики зрения у детей офтальмологи-педиатры используют такие приборы как педиатрический авторефрактометр PlusOptix A09. Этот портативный прибор позволяет в реальном времени быстро и бесконтактно определять:


  • рефракцию (сфера, цилиндр и оси);
  • диаметр зрачков;
  • межзрачковое расстояние;
  • симметрию роговичного рефлекса;
  • а также строить карту фиксации взгляда.

Особенность данного авторефрактометра в возможности получать точные бинокулярные рефракционные измерения с расстояния 1 метра, без расширения зрачка. Прибор измеряет одновременно сразу оба глаза ребенка.

При осмотре врач должен обратить внимание на:

  1. Состояние век: их подвижность, правильность положения, цвет кожи, ширину и форму глазной щели, состояние конъюнктивы, слизистой оболочки, соединяющей веки с глазом. Патологией является также опущение верхнего века, заворот и выворот век, воспаления, сосудистые разрастания, покраснение и утолщение краев век, зуд, образование чешуек, плотно прилегающих к коже;
  2. Состояние слезовыводящих путей: у здоровых детей слезотечение отсутствует;
  3. Положение и подвижность глазных яблок: к патологии относят косоглазие, ограниченную подвижность, нистагм;
  4. Состояние зрачка: он должен быть круглым, черным, в зависимости от освещения диаметр его колеблется от 1,5 до 2,5 мм. В течение первых 4

6 недель жизни новорожденного диагностическим признаком нормального зрения считается сужение зрачков при неожиданном появлении источника света;

  • Цветовое зрение. Ребенок довольно рано способен различать цвет. В то же время, до 3х лет допустимы ошибки в определении основных цветов (красный, зеленый, синий).
  • В зависимости от остроты зрения дети могут учиться в различных школах:

    • общеобразовательных — зрение 0,3 и больше;
    • для слабовидящих — зрение более 0,05;
    • для слепых — зрение менее 0,05.

    Осмотр офтальмолога в роддоме

    Уже в родильном доме при осмотрах новорожденного можно выявить у него признаки некоторых врожденных заболеваний глаз.

    

    Катаракта — помутнение хрусталика, которое проявляется сероватым свечением в области зрачка (то есть, зрачок — не черный, а серый по цвету). Лечить это заболевание чаще всего приходится хирургическим путем, удалив помутневший хрусталик. Иначе длительное существование помехи при прохождении света в глаз приводит к резкой задержке развития зрения. После такой операции ребенку необходимо носить специальные очки или контактные линзы, заменяющие хрусталик.

    Некоторые виды катаракт не оперируют в раннем детстве. В таких случаях необходимо проводить периодические курсы стимулирующего лечения (то есть воздействовать на глаз световым и лазерным излучением, электрическим и магнитным полем, заниматься со специальными компьютерными программами, проводить лекарственную терапию) и «оттягивать» хирургическое вмешательство до более взрослого возраста ребенка, когда появится возможность для имплантации искусственного хрусталика.

    Сходные с катарактой изменения могут проявиться и при другом, более опасном заболевании — ретинобластоме (злокачественной опухоли сетчатки). На ранних стадиях на опухоль можно воздействовать лучевым методом. Специальные лучевые аппликаторы — пластинки с нанесенным на них радиоактивным материалом подшиваются непосредственно к склере в месте проекции опухоли. Место определяют во время операции, просвечивая склеру диафаноскопом — по месту тени от опухоли и подшивают аппликатор. Радиоактивный материал разрушает опухоль сквозь склеру, но на поздних стадиях, когда возникает опасность распространения опухоли за пределы глаза, путь только один — удаление пораженного глаза.

    Врожденная глаукома — заболевание глаз, характеризующееся повышением внутриглазного давления у новорожденного из-за врожденных нарушений системы образования и оттока внутриглазной жидкости. В результате глаз ребенка растягивается и увеличивается в размерах, выдвигаясь вперед (вплоть до ограничения полного смыкания век). Также при глаукоме может отмечаться помутнение роговицы (бельмо). Поскольку это заболевание связано с изменениями структур глаза, то лечить его приходится в основном хирургическим путем. Если к моменту операции не затронут зрительный нерв, то возможно сохранение хорошего зрения.

    Ретинопатия недоношенных — заболевание сетчатки глаза, при котором нормальное развитие и рост ее сосудов останавливается, и начинают развиваться патологические сосуды, не выполняющие своей функции по доставке кислорода к сетчатой оболочке. Стекловидное тело мутнеет и уплотняется, что вызывает натяжение и отслойку сетчатки, и при отсутствии адекватного лечения это может привести к безвозвратной потере зрения. К сожалению, внешне это заболевание никак не проявляется, и только на последней стадии патологии, когда помочь ребенку уже не удается, становится заметным серое свечение зрачка.

    Легкие стадии ретинопатии могут оставлять после себя незначительные изменения, не оказывающие существенного влияния на зрение. Но при достижении 3-4 стадии заболевания ребенка необходимо срочно прооперировать.

    

    Атрофия зрительного нерва — это поражение проводящих путей зрительного сигнала от глаза в зрительные центры коры головного мозга. Основной их причиной являются различные поражения головного мозга. Если атрофия зрительного нерва полная (что бывает редко), то зрение отсутствует. В случае частичной атрофии его острота определяется степенью и местом поражения зрительного нерва. При атрофии зрительных нервов применяют стимулирующее лечение, ноотропная (улучшающая обменные процессы в мозге) и сосудорасширяющая терапия.

    Воспалительные заболевания (конъюнктивит , дакриоцистит , увеит и др.). Основными признаками этой группы глазных болезней являются покраснение, отек, обильные выделения из глаз и слезотечение. Средства и методы лечения в таких случаях должен определять только офтальмолог, поскольку необоснованно назначенные антибиотики могут приводить к различным нарушениям иммунитета и жизнедеятельности нормальной бактериальной флоры ребенка. Иногда, что-бы предотвратить эту группу заболеваний достаточно обычных гигиенических процедур.

    При воспалительных заболеваниях глаз не следует закапывать в них грудное молоко — это прекрасная питательная среда для вредоносных микроорганизмов, к тому же жир, содержащийся в молоке, нарушает отток слезы.

    К симптомам глазной патологии, которую можно выявить при первом осмотре новорожденного, относятся:

    1. Нистагм — подергивание глаз в горизонтальном или вертикальном направлении, из-за чего у ребенка отсутствует фиксация взгляда и не формируется четкого зрения (то есть глаз не может зафиксироваться на предмете, и поэтому видит его детали «размытыми». Причиной могут стать как различные заболевания глаз (высокая степень близорукости, поражения центрального отдела сетчатки и т.д.), так и поражение головного мозга;

    Обследование новорождённых и детей раннего периода детства

    Исследование центрального зрения осуществлялось с помощью анализа прямой и содружественной

    реакции зрачков на свет, общей двигательной реакции (рефлекс Пейпера) на освещение каждого глаза,

    пробы на слежение за медленно двигающимся предметом.

    Рефракция изучается методом скиаскопии с выключением акта аккомодации, т. е. определяется

    статическая клиническая рефракция, которая оценивалась после трехкратной циклоплегии с расчетом

    • Гармоничное развитие — Гиперметропия сферическая (либо с физиологическим астигматическим компонентом до1,0 Дптр), в пределах1,5-6,5 Дптр, при равенстве ее между правым и левым глазом. Календарный срок беременности со ответствует гестационному возрасту ребенка. Масса тела соответствует длине тела(±σ). Окружность головы меньше окружности грудной клетки
    • Дисгармония І типа — Гиперметропия менее1,5 Дптр или более 6,5 Дптр. Анизометропия на фоне гиперметропии обоих глаз. Астигматизм гиперметропический от 1,0 до 3,0 Дптр (простой и сложный). Календарный срок беременности со ответствует гестацидному возрасту ребенка. Масса тела более или менее условных границ.
    • Дисгармония ІІтипа- Гиперметропический астигматизм от 3,0 Дптр и выше. Миопия и миопический астигматизм. Календарный срок беременности со ответствует гистацидному возрасту ре бенка. Масса тела больше или меньше условных границ (>,<σ). Окружность го- ловы меньше окружности грудной клетки.
    • Дисгармония ІІІ типа — Смешанный астигматизм Гистационный возраст ребенка не соответствует календарному сроку беременности. Масса тела больше или меньше условных границ (>,<σ). Окружность головы больше окружности грудной клетки.

    Обследование детей дошкольного и школьного периодов

    • Острота зрения
    • Глубинное зрение. Исследование глубинного зрения основывается на определении минимальной (пороговой) величины бинокулярного параллакса, при котором у испытуемого появляется и исчезает бинокулярное восприятие.
    Исследуемый располагается на расстоянии 5 м от устройства. Голова его фиксируется на подбороднике. Задачей исследования является установление подвижного кольца в одну субъективно ощущаемую плоскость с неподвижным. Минимальное расстояние между кольцами в момент исчезновения и появления глубинного восприятия (отсчет ведется по миллиметрам) принимается за пороговую величину бинокулярного параллакса.
  • Время аккомодации вдаль (ВАВ) определяется на основе оценки зрительно-моторной реакции. Это связано с тем, что известный способ определения времени аккомодации вдаль базируется на речедвигательной реакции, в то время как не все дети в возрасте 5-7 лет могут бегло читать вслух.
  • Голову исследуемого фиксируют на специальной подставке. На расстоянии 33 см от глаз помещают тест-объект, на котором испытуемый удерживал взгляд до подачи сигнала на установку, расположенную в 5 м по той же зрительной оси. В условиях стандартной освещенности одновременно с включением электронного секундомера на табло высвечиваются кольца Ландольта, соответствующие остроте зрения вдаль испытуемого. Если обследуемый видит кольцо с заданным направлением разрыва, то он быстро нажимает на кнопку, останавливающую электронный секундомер.

  • Глазная эргометрия.Принцип метода основан на предъявлении к испытуемому интенсивной зрительной нагрузки по различению приближаемых к глазам тест-объектов.
  • Показатель устойчивости аккомодации (ПУА) определяется следующим образом. На указанном выше эргометре измеряют ближайшую точку аккомодации правого глаза. Затем проводится эргография, заключающаяся в исследовании динамики ближайшей точки ясного видения в условиях 3-минутного максимального напряжения аккомодации (различение приближаемых к глазу тест-объектов).
  • Состояние физиологического «покоя»» аккомодации изучают следующим образом. К глазу испытуемого приставляют линзу +3,0 Дптр, что вызывает расслабление аккомодации. При этом обследуемый называет указываемые ему с расстояния 33,3 см буквы (шрифт №1 таблицы Головина-Сивцева для ближнего зре ния). Если же полного расслабления аккомодации («покоя») не происходит, испытуемый называет буквы только после определенного приближения их к глазу. В этом случае констатируют явление остаточного напряжения аккомодации, возникающее из-за нарушения динамического равновесия мышц антагонистов .
  • Световая чувствительность. Состояние световой чувствительности определяется на адаптометре АДМ во время часовой теновой адаптации по унифицированной методике.
  • Скорость и объем переработки зрительной информации (СПЗИ). Исследование СПЗИ проводится по тестам Уэстона. Элементами теста являляются кольца Ландольта, объединенные в 16 групп по16 колец в каждой (всего в таблице 256 колец). Разрывы колец направлены по одному из четырех случайных направлений: вверх, вниз, вправо, влево. Перед испытуемым ставится задача как можно скорее обнаружить и вычеркнуть все кольца с заданным направлением разрыва.
  • Источник: http://eyesfor.me/pediatric-ophthalmology/diagnosis-vision-children.html

    Возрастная динамика остроты зрения

    Определение остроты зрения у грудных детей представляет собой сложную задачу.

    В связи с этим приводим методы, которые позволяют приблизительно оценить остроту зрения у грудного ребенка.

    В возрасте 2-3 недель ребенок реагирует поворотом головы в сторону ярких предметов, появившихся в его поле зрения. Он может кратковременно следить за движением этих предметов. В 1-2 месяца ребенок достаточно длительно фиксирует обоими глазами движущийся предмет, смыкает веки при быстром приближении к глазу яркого предмета. Он активно реагирует на грудь матери.

    В возрасте 2-5 месяцев у ребенка можно исследовать предметное зрение. Для этого следует пользоваться ярко-красным шариком диаметром 40 мм, подвешенным на нитке на фоне окна. Ребенка постепенно подносят к шарику и отмечают расстояние, с которого он начинает следить за ним глазами или тянется к нему рукой. Во время исследования рекомендуется слегка раскачать шарик. Если ребенок реагирует на шарик с расстояния 5 м, то острота зрения равна – 0,18; с 4 м – 0,15; с 3 м – 0,11; с 2 м 0 0,07; с 1 м – 0,03.

    При исследовании детей в возрасте 6-12 месяцев можно пользоваться аналогичной методикой, но применяют шарик диаметром 7 мм. Если ребенок начинает следить за шариком с расстояния 5 м, то острота зрения равна примерно 1,0; с 4 м – 0,8; с 3 м – 0,6; с 2 м – 0,4; с 1 м – 0,2; с 50 см – 0,1.

    Для определения остроты зрения у детей в возрасте 1-2 лет рекомендуется проба с белыми шариками диаметром 40; 30; 22; 15; 7 мм. Ребенка с повязкой на одном глазу вводят в светлую комнату длиной не менее 5 м. На полу комнаты с промежутками в 1 м начертаны дуги. На дуге с отметкой 5 м находится белый шарик диаметром 40 мм. Ребенку показывают аналогичный шарик вблизи и просят его принести шарик лежащий на полу на отметке 5 м. Если ребенок не справляется с этой задачей, то шарик кладут на отметку 4 м, 3 м и так далее, пока он не будет обнаружен. Если ребенок находит шарик диаметром 40 мм с расстояния 5 м, его заменяют шариком меньшего диаметра и так далее.

    Исследование остроты зрения у детей в возрасте 3-7 лет осуществляют по детской таблице.

    по Е.И. Ковалевскому

    опубликовано 05/11/:18

    СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

    Комментарии

    Для того чтобы оставить комментарий, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

    «Детский вопрос» — новая рубрика в «Школе доктора Комаровского»

    Задавайте вопросы — и получайте ответы!

    Вакцинация от кори: кто защищен и кому прививка жизненно необходима

    Доктор Комаровский

    Болезнь «рука-нога-рот»:

    как не подхватить энтеровирусную инфекцию (Библиотека)

    Пищевые отравления: неотложная помощь

    Официальное приложение "Доктор Комаровский" для iPhone/iPad

    Рубрикираздела

    Скачивайте наши книги

    Приложение Кроха

    Мы в социальных сетях:

    Использование любых материалов сайта допустимо только при соблюдении соглашения об использовании сайта и с письменного разрешения Администрации

    Источник: http://spravka.komarovskiy.net/vozrastnaya-dinamika-ostroty-zreniya.html

    admin

    View more posts from this author
    ×