восстанови зрение

Определение аккомодации глаза лабораторная работа

Лабораторная работа№7. Определение аккомодпции глаза, реакция зрачков на свет.



Аккомодация в глазу происходит автоматически, независимо от нас по принципу безусловного рефлекса. Сигналом к включению аккомодации служит нечеткое изображение на сетчатке глаза вследствие расфокусировки лучей света поступающих в глаз.

Оглавление:

В результате происходит усиление или ослабление преломляющей способности глаза. Сигнал из мозга поступает по зрительному нерву к глазодвигтельному, что приводит к изменению тонуса цилиарной или аккомодационной мышцы глаза. В зависимости от передаваемого сигнала мышечные волокна либо сокращают ее, либо наоборот расслабляют. Когда мы работаем на близком расстоянии, например, что-то читаем или сидим за компьютером, глазные мышцы сильно напряжены, когда смотрим вдаль, глазные мышцы расслаблены. Помните, что длительная зрительная работа на близком расстоянии без перерыва на отдых может привести к развитию близорукости или миопии.

Интересен тот факт, что в природе существует три механизма осуществления аккомодации. У рыб и земноводных аккомодация осуществляется путем передвижения хрусталика вдоль оси глаза. У некоторых птиц за счет активного изменения формы хрусталика. В глазу же человека за счет пассивного изменения формы хрусталика. Остановимся на этом механизме подробнее.

В офтальмологии получила признание аккомодационная теория Гельмгольца, предложенная им в 1855 году. Согласно ей аккомодация в глазу происходит за счет цилиарной мышцы, хрусталика и цинновых связок, на которых хрусталик в специальной оболочке — капсуле закреплен в глазу.

Процесса аккомодации начинается с сокращения волокон цилиарной мышцы, что приводит к расслаблению цинновых связок и сумки хрусталика. Хрусталик выполняет роль объектива в фотоаппарате. От природы он прозрачен и эластичен и обладает уникальной особенностью – изменять собственную форму, принимая шаровидную форму, становясь более выпуклым. Кривизна хрусталика меняется неравномерно, особенно сильно меняется кривизна передней поверхности, таким образом, возрастет преломляющая сила. В результате уменьшается фокусное расстояние, и мы можем видеть предметы, расположенные рядом.



По данным Гельмгольца кривизна хрусталика способна меняться от 10 до 5,33 мм, что обеспечивает человеку четкое зрение на расстоянии от бесконечности до 1 метра. До определенного момента в истории теория Гельмгольца могла полностью объяснить сущность процесса аккомодации. В повседневной жизни человек обходился указанным диапазоном четкого видения.

Источник: http://otvet.mail.ru/question/

Лабораторная работа n 4 тема: физиология зрительного анализатора и профилактика близорукости

ЦЕЛЬ: познакомиться с основными функциями зрительного анализатора, гигиеническими рекомендациями по охране зрения, методами профилактики зрительных расстройств.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: таблицы для проверки остроты зрения, экран с отверстием, сантиметровая лента, периметр, набор белых и цветных объектов, линейки, секундомер, корректурные таблицы Уэстона, адаптометр.

1. Сенсорные системы, их классификация и характеристика.



Понятие об анализаторе.

Рецепторы. Возбуждение рецепторов, передача информации в ЦНС.

4. Строение зрительного анализатора.

5. Механизм фоторецепции.

6. Теории цветового зрения.



7. Механизм аккомодации.

1. Определение остроты зрения

Остроту зрения можно оценить пользуясь различными видами таблиц для проверки остроты зрения (для детей младшего возраста таблица Орловой, буквенная таблица Головина-Сивцева, таблица О. М Новикова — от 1,0 до 2,0 единиц).

Методика проверки остроты зрения: испытуемый располагается на расстоянии 5м от таблиц, закрывает левый глаз, правым смотрит и называет знаки в каждой строке. Засчитывается тот ряд, в котором он правильно называет все знаки. Если испытуемый может назвать только знаки первого ряда, острота зрения составляет 0,1 (табл. Головина) или 1,0 (табл. Новикова), если испытуемый называет правильно знаки десятого ряда — острота зрения составляет 1,0 по табл. Головина и 2,0 единицы по табл. Новикова. Таблица Новикова позволяет дифференцированно оценить остроту зрения в области выше 1.0, с точностью до 0.1, и таким образом своевременно выявить начало снижения остроты зрения у школьников. Остроту зрения проверяют для левого и правого глаза отдельно, результат записывают в следующем виде:

Норма: ОЗ = 1,0 /1,0 – зрение гармоничное, нормальное

Варианты: ОЗ= 1,2/ 1,4 – зрение выше нормы, дисгармония, группа риска



ОЗ= 0,6/0,5 — зрение ниже нормы, дисгармония, миопия (близорукость).

2. Определение ведущего глаза

Испытуемому дается в руки экран с отверстием (2-3 см). В положении вытянутой руки он фиксирует глазами удаленный предмет, потом начинает медленно придвигать экран к глазам, продолжая через отверстие фиксировать взглядом удаленный предмет. Ведущим является тот глаз, к которому испытуемый приблизит экран с отверстием. Если отверстие экрана окажется посредине (в области переносицы), отмечается отсутствие сенсорной асимметрии. Определение ведущего глаза важно, так как снижение зрения, как правило, начинается с ведущего глаза.

3. Оценка функций аккомодации

Дальнейшая точка аккомодации (ДТА). На расстоянии 1,5 м устанавливают текст и медленно приближают к глазам испытуемого, отмечают то расстояние, на котором текст хорошо читается. Определяется для каждого глаза отдельно. Один глаз закрывается экраном. В норме ДТА составлет 1,0 м и более.

Ближайшая точка аккомодации (БТА). Определяется для каждого глаза отдельно. Один глаз закрывается экраном. При оценке БТА текст медленно приближают к глазам испытуемого до момента, когда текст начинает расплываться. Норма 8-12 см.С возрастом БТА отодвигается от глаза, возрастные нормы следует сопоставлять с приведенными на графике Дондерса

ДТА и БТА оценивают отдельно для правого и левого глаза. Записывают в см значения ДТА, БТА и по формуле находят область аккомодации (Обл.Ак, см)



Обл. Ак. = ДТА — БТА.

Область аккомодации указывает в каком диапазоне (в см) глаз способен настраиваться на ясное видение предметов определенной величины (в данном случае буквы текста №6).

При этом можно оценить в каком диапазоне меняется преломляющая сила хрусталика.

Для этого необходимо ДТА и БТА выразить в диоптриях. Нужно 1 м разделить на значение БТА или ДТА, выраженное в метрах. Например, если БТА = 10 см (т.е. 0,1 м), то

1,0 м : 0,1 м = 10 Дптр. Аналогично выражается в диоптриях и ДТА. Если ДТА равняется 1,0 м, в диоптриях это будет составлять 1,0 м : 1,0 м = 1 Дптр. Разница между ними определяет объем аккомодации.

Объем. Ак. = ДТА(Дптр) – БТА(Дптр).

Для приводимого примера объем аккомодации составляет: 10 Дптр – 1Дптр = 9 Дптр. Что означает, что хрусталик способен изменять свою преломляющую силу от 1 до 10

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Источник: http://studfiles.net/preview//page:5/

Практическая работа 1. Аккомодация глаза.

Тема: Физиология сенсорных систем



Механизм аккомодации. Когда Вы смотрите в зрачок другого человека, Ваш взгляд падает на поверхность второй живой линзы, называемой хрусталиком — это прозрачное выпуклое, эластичное тело, состоящее из 2200 сверхтонких слоев. Эти слои лежат друг над другом, подобно слоям луковицы. Вы не видите хрусталика — он также прозрачен. Внутренность глаза почти не отражает света наружу. Поэтому зрачок, также как и окна в домах днем, кажется черным и лежащий за ним хрусталик не виден. Хрусталик тоже линза, как и та, что сделана из стекла или прозрачной пластмассы. На его долю приходится 25% всей преломляющей силы глаза. Замечательно свойство хрусталика — автоматически менять свою преломляющую силу; в результате изображение предмета на дне глаза (на сетчатке) остается четким, когда этот предмет приближается или удаляется по отношению к глазу наблюдателя. Как только изображение на сетчатке становится расплывчатым, возбуждается центр управления аккомодацией, заставляющий хрусталик изменить форму таким образом, чтобы изображение снова стало четким. Толщина хрусталика около 6, а диаметр 11 мм. Сам он управляется цилиарным телом в состав, которой входит аккомодационная мышца. Между хрусталиком и цилиарным телом находятся сотни тонких, постоянно натянутых, так называемых цинновых связок, которые удерживают хрусталик как бы на весу, центрируя его по оси глаза.

Сам хрусталик представляет собой, как бы большую каплю, заключенную в капсулу, и как любая капля в природе стремится к сфероидальному, т.е. к шаровидному состоянию. Отсюда хрусталик в своем стремлении постоянно натягивает цинновы связки на себя, в то время как цилиарное тело при своем расслаблении натягивает их в свою сторону, т.е. в радиальном направлении. При сокращении же цилиарной мышцы, представляющей замкнутое кольцо, внутренний диаметр этого кольца уменьшается, происходит расслабление цинновых связок, которое тут же компенсируется натяжением со стороны хрусталика, за счет его эластичных свойств.

Образно выражаясь, взаимодействие между цилиарным телом и хрусталиком, связанных между собой цинновыми связками, можно представить в виде соревнующихся между собой в перетягивании каната двух лиц, каждое из которых тянет его к себе. При малейшем ослаблении усилия со стороны одного из них, канат натягивается с противоположной стороны. При этом сам канат, пока соревнуются между собой соперники, постоянно находится в натянутом состоянии.

На рисунке 3.а изображен глаз в разрезе в состоянии покоя аккомодации. При этом глаз настроен на далекий объект: аккомодационная мышца расслаблена, цинновы связки растягивают капсулу хрусталика, который уплощен. Учитывая, что объект, на который настроен глаз, находится далеко, лучи попадающие в глаз от него идут практически параллельным пучком, преломляясь в хрусталике, и фокусируются точно на сетчатке. При переводе взгляда на близкий предмет, лучи, попадающие в глаз, не в состоянии преломиться прежним хрусталиком и сфокусироваться на сетчатке. Это состояние именуется оптическим "стрессом" или оптическим дисбалансом. В доли секунды глаз становится дальнозорким. Фокус будет мнимым, т.е. виртуальным и находиться будет где-то за глазом. (рис. 3.б) А на сетчатке где должен был бы быть истинный фокус в этом случае будет размытое изображение. Именно это размытое изображение послужит сигналом к возбуждению центра управления аккомодацией, откуда мгновенно поступит сигнал к аккомодационной мышце глаза — состояние напряжения аккомодации. Мышца сократится, внутренний диаметр цилиарного мышечного кольца уменьшится, цинновы связки ослабнут и хрусталик примет более выпуклую форму, увеличив свою преломляющую силу, мнимый фокус при этом возвратится на сетчатку с четким изображением (рис.3.в). Благодаря этому удивительному механизму глаз способен рассматривать мелкие предметы вблизи и за доли секунды сконцентрировать взгляд на далекой звезде. Так работает аккомодация.

Вполне понятно, что длительная работа глаза на близком расстоянии — чтение, письмо, связанная с постоянным напряжением аккомодационной мышцы, требует такого же длительного напряжения и расхода энергии. А поскольку энергетические возможности человека не бесконечны, закономерно появление усталости глаз — это называется аккомодативная астенопия. С аккомодацией тесно связано такое понятие как конвергенция — сведение зрительных осей при направлении взгляда на близко расположенные предметы.



Как известно, глазное яблоко обладает подвижностью, подобно шаровому шарниру, благодаря действию шести мышц: внутренней, наружной, верхней и нижней прямых и верхней и нижней косых. Именно совместные координированные движения обоих глаз и особенно сведение зрительных осей с большой нагрузкой на внутренние прямые мышцы (рис. 4.1.), при направлении взора на ближний объект обусловливают четкое ясное бинокулярное зрение (зрение обоими глазами). При длительном же рассматривании близких объектов и сведении зрительных осей, за счет длительного сокращения и напряжения внутренних прямых мышц, наступает зрительное утомление — мышечная астенопия

Для работы необходимы: линейка, карандаш, испытуемый.

Ход работы. Исследуемый закрывает ладонью один глаз, взгляд другого глаза фиксирует на каком-нибудь дальнем предмете, помещая карандаш на расстояниисм от глаза. При этом очертания карандаша расплывчаты. Затем переводит взгляд на карандаш – неясными становятся очертания дальнего предмета.

Рекомендации к выполнению работы: Нарисуйте схему преломления лучей хрусталиком глаза при рассматривании близко и далеко расположенных предметов, объясните физиологические механизмы аккомодации.

Источник: http://studopedia.ru/13_160843_prakticheskaya-rabota—akkomodatsiya-glaza.html



Список понятий для усвоения темы

Анализатор; «суживающаяся воронка»; «расширяющаяся воронка»; порог раздражения; абсолютная чувствительность зрения; рецептор; рецептивное поле; фоторецепция; дорецепторное звено; кодирование сигнала; детектирование сигнала; оптическая система глаза; аккомодация; конвергенция; дивергенция; близорукость; дальнозоркость; астигматизм; цветовое зрение; ахромазия; дальтонизм; первично- и вторичночувствующие рецепторы; проводниковый отдел анализатора; корковый отдел анализатора; зрительная адаптация; острота зрения; поле зрения; бинокулярное зрение; мономодальные нейроны; полимодальные нейроны.

Лабораторная работа 1. Определение остроты зрения.

Острота зрения определяется наименьшим углом зрения, и, следовательно, тем наименьшим расстоянием между двумя точками пространства, при котором они видны еще как раздельные. Для нормального глаза этот угол равен 1′. Это связано с тем обстоятельством, что для раздельного видения двух точек необходимо, чтобы между возбужденными фоторецепторами располагался хотя бы один невозбужденный, а диаметр колбочек составляет 3 мкм.

Для определения остроты зрения применяют стандартные таблицы с буквенными знаками. Буквы расположены рядами, размеры их убывают сверху вниз. Для определения остроты зрения расстояние, с которого испытуемый ясно видит строку, нужно поделить на расстояние, с которого она должна читаться.

Цель работы: исследование остроты зрения.



Оборудование: таблицы для определения остроты зрения; рулетка длиной 5 м; указка.

1. Усадите испытуемого на расстоянии 5 м от таблицы, которая хорошо освещена. Один глаз испытуемый закрывает специальным экраном.

2. Попросите испытуемого называть буквы, на которые показываете указкой (от верхних рядов букв к нижним). Отметьте нижнюю строку, которую испытуемый смог правильно прочитать.

3. Разделите расстояние, на котором испытуемый находится от таблицы (5 м), на расстояние, с которого эта строка должна читаться при нормальной остроте зрения (например, 10 м). В этом примере острота зрения 5/10 = 0,5.

Формула для расчета остроты зрения:



где V – острота зрения; d – расстояние от испытуемого до таблицы; D – расстояние, с которого нормальный глаз должен читать строку.

Рекомендации по оформлению работы. Запишите результаты исследования. Сравните полученные данные с нормальной остротой зрения.

Лабораторная работа 2. Реакции зрачка на свет.

Цель работы: исследование рефлекторных реакций зрачка на изменение уровня освещенности.

Оборудование: секундомер; источник света.



А) Испытуемый становится лицом к источнику света. Исследователь замечает ширину его зрачков. Она одинакова для обоих глаз. Один глаз испытуемого закрывают рукой и прослеживают изменение ширины зрачка открытого глаза — зрачок расширяется.

Попросив испытуемого открыть ранее закрытый глаз, замечают, как происходит сужение обоих расширенных зрачков (содружественная зрачковая реакция).

При закрывании обоих глаз на 30 секунд зрачки расширяются сильнее, чем при закрывании одного, и снова суживаются на свету.

Б) Испытуемому предлагается сначала смотреть вдаль, затем фиксировать взором какой-нибудь предмет (карандаш, палец), удаленный приблизительно на 15 см.

Происходит конвергенция обоих глаз, при которой зрачки суживаются (аккомодационная зрачковая реакция).



В) Зрачковую реакцию можно наблюдать и на самом себе. Для этого смотрят одним глазом через отверстие (1-0,5 мм в диаметре) в черной бумаге, поднесенной вплотную к глазу; другой глаз при этом открыт. Затем второй глаз прикрывают рукой и спустя некоторое время открывают снова.

При открывании второго глаза зрачки суживаются, светлый кружок, видимый в отверстие черного экрана, уменьшается в размерах. При закрывании второго глаза, наоборот, зрачки расширяются, и светлый кружок в течение некоторого времени увеличивается.

Следует заметить по секундомеру время, в течение которого диаметр светлого кружка будет увеличиваться (при закрывании второго глаза) или уменьшаться (при его открывании).

Рекомендации по оформлению работы. Опишите наблюдаемые зрачковые реакции.

Лабораторная работа 3. Определение ближней точки ясного видения.



Усиление рефракции глаза, возникающее при переводе взгляда с удаленных предметов на более близкие, представляет собой аккомодацию. Увеличение преломляющей способности глаза достигается вследствие изменения кривизны хрусталика. Аккомодация дает возможность перемещать точку ясного видения, находящуюся на более или менее отдаленном расстоянии, а в эметропическом глазу даже в бесконечности, ближе к глазу.

Чем ближе к глазу находится рассматриваемый предмет, тем сильнее напрягается аккомодационная мышца, тем более увеличивается кривизна хрусталика, а следовательно, и сила преломления глаза. Однако есть предел, ближе которого ясное видение невозможно. Ближняя точка ясного видения — это точка, находящаяся на наименьшем расстоянии от глаза, на котором еще возможно отчетливое видение предмета. Соответственно дальняя точка ясного видения находится на наибольшем расстоянии отчетливого видения предмета.

Цель работы: определение расстояния до ближней точки ясного видения.

Оборудование: ширма с двумя отверстиями; линейка; булавка.

1. Для определения ближней точки ясного видения испытуемый закрывает один глаз; перед другим помещают ширму с двумя отверстиями, расстояние между которыми меньше диаметра зрачка.



2. Предлагают испытуемому фиксировать этим глазом булавку, постепенно приближая ее к ширме. На определенном расстоянии от булавки до глаза образ ее начинает раздваиваться. Это расстояние отмечают как расстояние до ближней точки ясного видения.

3. Для близорукого глаза можно определить дальнюю точку ясного видения. Для этого булавку, наоборот, постепенно удаляют от глаза. Отмечают расстояние, при дальнейшем увеличении которого образ булавки начинает раздваиваться. Это расстояние и определяет местоположение дальней точки ясного видения. 000

Рекомендации по оформлению работы. Объясните физиологические механизмы аккомодации. Зарисуйте схему преломления лучей хрусталиком глаза при рассматривании разноудаленных предметов.

Лабораторная работа 4. Обнаружение слепого пятна.

Участок сетчатки, на котором сходятся волокна, образующие зрительный нерв, носит название слепого пятна. При попадании лучей на слепое пятно изображение не возникает вследствие отсутствия в этом участке светочувствительных элементов.



В норме площадь слепого пятна колеблется от 2,5 до 6 мм 2 .

Цель работы: доказательство существования слепого пятна на сетчатке глаза.

Оборудование: рисунок для обнаружения слепого пятна на сетчатке глаза; линейка.

1. Поместите перед глазами рисунок 1.

2. Закрыв правый глаз, левым фиксируйте кружок, расположенный в правой части рисунка. Приближайте рисунок к глазу и удаляйте его. На определенном расстоянии от глаза крестик выпадает из поля зрения.



3. Повторите опыт, закрыв правый глаз и фиксируя крестик левым глазом; теперь исчезает кружок.

Исчезновение одного из рисунков служит доказательством наличия в сетчатке глаза слепого пятна.

Для расчета диаметра слепого пятна используют формулу:

где Х — диаметр слепого пятна; а — диаметр проекции слепого пятна на бумаге (диаметр кружка или крестика); б — расстояние от узловой точки до сетчатки (у взрослого около 17 мм, у новорожденного — 11 мм); в — расстояние от рисунка до узловой точки (у взрослого расстояние от передней поверхности роговицы до узловой точки составляет около 7 мм, у новорожденного — 5,5 мм).

Рисунок 1. Обнаружение слепого пятна на сетчатке глаза



Рекомендации по оформлению работы. Объясните, почему обнаруженный участок сетчатки глаза не реагирует на световые раздражители.

Лабораторная работа 5. Исследование поля зрения.

Поле зрения – это пространство, видимое глазом человека при фиксации взгляда в одной точке. Для лучей разной длины волны поле зрения неодинаково. Наиболее велико поле зрения для белого цвета, т.е. для смешанного света, так как палочки, чувствительные ко всем видимым лучам и воспринимающие свет, находятся в большом количестве на периферии сетчатки. Величина поля зрения у разных людей неодинакова и зависит от рельефа лица – от глубины расположения и формы глазного яблока, надбровных дуг и носа, а также от состояния сетчатки глаза и функционального состояния организма в целом.

Определение поля зрения применяется для диагностики поражений сетчатки и проводящих путей зрительного анализатора.

Поле зрения исследуется при помощи периметра Форстера. Периметр представляет собой подвижно укрепленную металлическую дугу, разделенную на градусы. Дуга, укрепленная на подставке, может вращаться вокруг своей оси и перемещаться в различных плоскостях. Против середины дуги расположена стойка с приспособлением для упора подбородка и визирной пластинкой. В центре дуги находится белая точка, на которой испытуемый фиксирует взгляд.



Цель работы: определение границ поля зрения для разных цветов.

Оборудование: периметр Форстера; опознавательные маркеры разных цветов; линейка; цветные карандаши.

1. Периметр помещают на столе в хорошо освещенной комнате. Испытуемый располагается спиной к свету, подбородок устанавливает на специальную подставку, так, чтобы нижний край исследуемого глаза находился на уровне визирной пластинки.

2. Исследуемый глаз фиксирует белую точку в центре дуги периметра. Второй глаз закрыт специальным экраном.

3. При первом измерении дугу периметра устанавливают в горизонтальное положение. Для измерения границ черно-белого зрения используют маркер с белой меткой, который медленно передвигают по внутренней поверхности дуги от ее наружного края к центру.

4. Испытуемый при неподвижно фиксированном на центральной белой точке взгляде сообщает, когда ему будет виден цвет маркера. Экспериментатор делает соответствующую пометку на стандартном бланке нормального поля зрения. Местоположение каждой точки проверяют дважды.

5. Далее измеряют границу поля зрения с противоположной стороны дуги. Дугу переводят на 90˚ и определяют верхнюю и нижнюю границы поля зрения для белого цвета. Затем дугу поворачивают каждый раз на 15˚, уточняя границы поля зрения.

6. Аналогичным образом определяют границы поля зрения для основных цветов.

Рекомендации по оформлению работы. Запишите результаты исследования в форме таблицы (таблица 1). Вычертите на стандартном бланке границы полей зрения для разных цветов и объясните, в чем причины различия между ними.

Источник: http://mylektsii.ru/.html

Учебно-методическое пособие Нижний Новгород 2015 ббк 28. 992

Нижний Новгород 2015

д.б.н., профессор Дмитриев А.Е

д.б.н., профессор Хомутов А.Е.

Физиология сенсорных систем: учебно-методическое пособие / А.А. Лекомцева. — Н. Новгород: Мининский университет, 2015. — с. 94

В учебно-методическом пособии «Физиология сенсорных систем» представлен теоретический и практический материал по данному разделу, вопросы для самоконтроля, список литературы, словарь основных понятий по данной тематике. Это пособие способствует формированию умений и навыков практического приложения к решению конкретных задач профессиональной деятельности учителей биологии, логопедов, олигофренопедагогов, специальных психологов.

Пособие предназначено для преподавателей, студентов психолого-педагогического факультета и факультета естественно-математических и компьютерных наук и специалистов, работающих в области образования детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

© Лекомцева А.А. 2015

© Мининский университет, 2015

Физиология зрительного анализатора

Практическая работа №1 Строение глаза. Оптическая система глаза

Практическая работа №2 Определение остроты зрения

Практическая работа №3 Явление аккомодации глаза

Практическая работа №4 Определение астигматизма

Практическая работа №5 Наблюдения за рефлекторными реакциями зрачков

Практическая работа №6 Демонстрация последовательных образов

Практическая работа №7 Строение и нейрофизиология сетчатки

Практическая работа №8 Обнаружение слепого пятна (опыт Мариотта)

Практическая работа №9 Фоторецепторы

Практическая работа №10 Определение поля зрения с помощью периметра Фостера

Практическая работа №11 Пути и центры зрительной системы млекопитающих

Практическая работа №12 Мышечная система глаза. Движение глаз

Практическая работа №13 Цветовое зрение

Физиология слухового анализатора

Практическая работа №14 Строение периферического отдела слуховой системы

Практическая работа №15 Проводниковый отдел слухового анализатора

Практическая работа №16 Центральный отдел слухового анализатора

Практическая работа №17 Нейрофизиологические механизмы пространственного анализа звуков

Практическая работа №18 Исследование слуха речью

Практическая работа №19 Исследование слуха камертонами

Практическая работа №20 Определение области слухового восприятия

Физиология вкусового анализатора

Практическая работа №21 Строение вкусового анализатора

Практическая работа №22 Определение порогов вкусовой чувствительности. Вкусовая карта языка

Практическая работа №23 Исследование вкусовой адаптации

Практическая работа №24 Вкусовой контраст и смешение вкусов

Физиология обонятельного анализатора

Практическая работа №25 Строение обонятельного анализатора

Практическая работа №26 Определение порога обоняния

Практическая работа №27 Исследование адаптации обонятельного анализатора

Вопросы для самоконтроля

ФИЗИОЛОГИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА

Практическая работа №1

Глаз позвоночных животных имеет шарообразную форму. Вращение глазного яблока в глазнице осуществляется тремя парами мышц, которые иннервируются III, IV и VI парами черепно-мозговых нервов

Наружная оболочка глаза образована непрозрачной склерой, которая на переднем полюсе переходит в прозрачную роговицу. Внутри глазного бокала находится сосудистая оболочка, содержащая кровеносные сосуды. Впереди сосудистая оболочка продолжается в ресничное тело и далее в радужку. В последней находятся гладкие мышечные волокна, степень напряжения которых определяет диаметр зрачка. Радужка связана с хрусталиком при помощи так называемых цинновых связок. При сокращении гладкой мускулатуры ресничного тела через цинновы связки усилие передается на хрусталик, изменяется его радиус кривизны и происходит аккомодация. Пространство между хрусталиком и роговицей называется передней камерой, и содержит прозрачную жидкость. Пространство между хрусталиком и сетчаткой заполнено студенистой жидкостью — стекловидным телом. Дно глазного бокала выстлано сетчаткой.

Зрительное восприятие начинается с проекции изображения на сетчатку и возбуждения ее рецепторных клеток: палочек и колбочек. Проекцию изображения на сетчатку обеспечивает оптическая система глаза, состоящая из светопреломляющего и аккомодационного аппаратов.

Светопреломляющий аппарат глаза объединяет роговицу, водянистую влагу, хрусталик, стекловидное тело. Это прозрачные структуры, преломляющие свет при переходе его из одной среды в другую (воздух — роговица — поверхность хрусталика). Рефракция отражает преломляющую силу глаза и измеряется в диоптриях. Диоптрия (Д) – это преломляющая сила линзы с фокусным расстоянием в 100 см. Преломляющая сила роговицы постоянная и составляет 43 Д, тогда как у хрусталика она может меняться в зависимости от степени натяжения мышц сумки хрусталика – от 19 до 33 Д. Суммарная преломляющая сила оптической системы глаза составляетД. Таким образом, наиболее сильное преломление света происходит в роговице.

Аккомодационный аппарат образуют ресничное тело, радужка и хрусталик. Эти структуры направляют лучи света, исходящие от рассматриваемых объектов, на сетчатку, в область ее желтого пятна (центральной ямки). У человека основным структурным механизмом аккомодации являются хрусталик и ресничное тело. Изменение кривизны хрусталика регулируется сложно устроенной мышцей ресничного тела. При сокращении мышечных пучков ослабевает натяжение волокон ресничного пояска, прикрепляющихся к капсуле хрусталика. Не испытывая ограничивающего давления своей капсулы, хрусталик становится более выпуклым. Это повышает его преломляющую способность. При расслаблении ресничной мышцы волокна ресничного пояска натягиваются, хрусталик уплощается, преломляющая способность его уменьшается. Хрусталик с помощью ресничной мышцы постоянно изменяет свою кривизну, приспосабливает глаз для ясного видения предметов на разном их удалении от глаз. Такое свойство хрусталика получило название аккомодации.

Свет на пути к светочувствительной сетчатке проходит через ряд прозрачных светопреломляющих сред глаза. Зрачок, играющий роль диафрагмы, под действием ее мышц то суживается, то расширяется, пропуская внутрь глаза меньший или больший пучок света на самое чувствительное место сетчатки — желтое пятно.

Глазное яблоко преломляет параллельные лучи света, фокусирует их строго на сетчатке. Если преломляющая сила роговицы или хрусталика ослаблена, то лучи света сходятся в фокусе позади сетчатки. Такое явление называют дальнозоркостью. При дальнозоркости человек хорошо видит далеко отстоящие предметы и плохо — расположенные вблизи. При повышенной преломляющей силе прозрачных сред глаза лучи света сходятся в одной точке не на сетчатке, а перед ней. При этом развивается близорукость, при которой человек хорошо видит близкорасположенные предметы, а удаленные — плохо. И дальнозоркость, и близорукость исправляются с помощью очков с двояковыпуклыми или с двояковогнутыми линзами.

Прочитайте теоретический материал, представленный выше.

Сделайте подписи к рисунку 1 «Строение глазного яблока»

Рисунок 1 — Строение глазного яблока

Ответьте на вопрос: сколько оболочек имеет глазное яблоко и какие структуры глаза относятся к каждой из оболочек?

Практическая работа №2

Остроту зрения можно проверить несколькими способами, например: таблица Сивцева, таблицы Снеллена, острота зрения по Вернье, Кольца Ландольта, таблицы для детей (рисунки 2-4).

В таблицах изображены черные буквы, знаки, кольца с разрезами, так называемые оптотипы , или рисунки определенной величины для детей, расположенные нисходящими рядами. Таблицы построены так, что толщина штриха буквы или знака 10-й строчки видны с расстояния 5 м под углом в 1 мин, а вся буква — под углом в 5 мин, что соответствует остроте зрения, равной 1,0. Острота зрения проверяется с расстояния 5 м и обозначается буквой V, от слова Visus — зрение. Стандартные таблицы имеют 12 строк. Напротив каждой строки слева указано то расстояние, с которого крайние точки каждой буквы данной строки будут видны нормальному глазу под углом 1 минута.

Ход работы по определению остроты зрения: таблицу для остроты зрения повесить на хорошо освещенную стену. Испытуемого поместить на расстояние 5 м от таблицы. Закрыть один глаз испытуемого специальным щитком, указывать определенные буквы, начиная с верхних строк и постепенно переходить к нижним. Последняя строка, которую испытуемый прочел без ошибок служит показателем остроты зрения для данного глаза. Аналогичную операцию провести и для другого глаза.

Остроту зрения рассчитывают по формуле: V=d/D, где

V – острота зрения;

D – расстояние от испытуемого до таблицы;

d – расстояние, с которого данная строка правильно читается нормальным глазом (указана слева для каждой строки).

Например, если больной сидит на расстоянии 4 м от таблицы и видит буквы только первого ряда, которые в норме он должен был различать с расстояния 5 м, то его острота зрения 4:50 = 0,08, а не 0,1, как было бы, если бы он видел знаки первой строки с расстояния 5 м. В тех случаях, когда с расстояния 5 метров не различают и первого ряда букв, исследуемого для определения остроты зрения подводят ближе к таблице и учитывают расстояние, с которого он видит первую строку. Так, если он различает знаки первой строки только с расстояния 1 м, то острота зрения — 1:50, т.е. 0,02, если видит знаки с расстояния 2 м, то острота зрения равна 2:50 = 0,04 и т.д.

Прочитайте теоретический материал по определению остроты зрения, представленный выше, и оцените свою остроту зрения по таблице Сивцева (запишите остроту зрения для каждого глаза отдельно, высчитывая по формуле, и сравните полученные результаты с общепринятой нормой).

Сделайте рекомендации для улучшения остроты зрения.

Дайте полный ответ, что обозначено на рисунке 5 «Нарушения рефракции глаза», представленном ниже, под буквами а, б, в, г, д?

Рисунок 5 — Нарушения рефракции глаза

Практическая работа №3

Явление аккомодации глаза

Цель данной практической работы: убедиться, что при фиксировании взгляда на ближе расположенных объектах, отдаленные видятся нечетко и наоборот.

Материальное обеспечение: книга или тетрадь, предметное стекло с нанесенными на него тушью поперечными полосками.

Ход работы: расположить книгу с текстом перед глазами на расстоянии вытянутой руки. Взять в руку предметное стекло и установить его на середине расстояния от глаза до книги. Направить взгляд на книгу и, читая текст, попытаться подсчитать количество полосок на стекле. Наоборот, направив взгляд на предметное стекло и подсчитывая полоски, попытаться прочесть текст.

Выполните работу «Наблюдение явления аккомодации глаза».

Рассмотрите рисунок 6 «Механизм аккомодации», дайте понятие аккомодации и укажите ее основные механизмы.

Рисунок 6 — Механизм аккомодации

Практическая работа №4

Проделайте работу «Определение астигматизма» и сделайте вывод о состоянии своей роговицы.

Зрачок – это отверстие в радужке глаза, которое пропускает солнечные лучи к сетчатке. За регулирование размеров зрачков отвечает автономная нервная система. Зрачки расширяются дилататором, управляемым симпатическими волокнами, сужаются сфинктером зрачка, управляемым парасимпатическими волокнами. У человека и других высших позвоночных изменение размеров зрачков осуществляется рефлекторно (зрачковая реакция), в зависимости от количества света, попадающего на сетчатку. Диаметр зрачка человека может изменяться от 1,1 до 8 мм. Размеры зрачка изменяются в зависимости от ряда факторов: он расширяется в темноте, при эмоциональном возбуждении, болевых ощущениях, введении в организм симпатомиметических (адреналин, кокаин, амфетамины), галлюциногенных (ЛСД, мескалин) и антихолинергических препаратов (атропин), сокращается (миоз) на ярком свету, от воздействия седативнх препаратов типа алкоголя и опиоидов, а также ингибиторов ацетилхолинестеразы.

Выполните работу «Наблюдения за рефлекторными реакциями зрачков» и ответьте на вопрос: что такое прямая и содружественная реакция зрачков на свет, в чем заключается механизм данных реакций?

Положительный последовательный образ окрашен так же, как раздражитель , и бывает очень кратковременным.

Отрицательный последовательный образ сохраняется в течение более длительного времени и окрашен в дополнительный цвет по отношению к цвету раздражителя. Так, в ответ на предъявление красного цвета возникает зеленый отрицательный последовательный образ.

Проделайте работу «Демонстрация последовательных образов» по рисункам, представленным ниже. Для этого необходимо в течение 30 секунд, не отрываясь, смотреть на темную фигуру, а потом посмотреть на точку в белом круге. Или посмотреть такое же время на темный или светлый квадрат, а потом перевести взгляд на белый лист бумаги.

Опишите полученные результаты и объясните их с физиологической точки зрения.

Сетчатка позвоночных животных по строению и своему происхождению представляет нервный центр, в котором происходит первичная обработка зрительных, сигналов и передача их в головной мозг. Сетчатка устроена однотипно у разных классов позвоночных животных. Самый внутренний слой сетчатки составляют фоторецепторы (колбочки и палочки). Терминали фоторецепторов образуют инвагинации, в которые проникают отростки горизонтальных и биполярных клеток. В следующем клеточном слое находятся тела горизонтальных и биполярных клеток. Терминали аксонов биполярных клеток образуют синаптические контакты с дендритами ганглиозных клеток и отростками амакриновых клеток. Отростки амакриновых клеток, в свою очередь, контактируют с телами и дендритами ганглиозных клеток, а также с другими амакриновыми клетками. Внешний слой сетчатки образован телами ганглиозных клеток и афферентными волокнами. Аксоны ганглиозных клеток образуют зрительный нерв.

Морфологические характеристики нейронов сетчатки (горизонтальные, биполярные, амакриновые и ганглиозные клетки) разных позвоночных значительно варьируют. Например, в сетчатке приматов описано 4 типа биполярных нейронов: щеточные, плоские, шваброобразные и карликовые. Карликовые биполяры связаны с колбочками и относятся к колбочковой системе. Шваброобразные биполярные нейроны связаны преимущественно с палочками, реже с колбочками. Щеточные и плоские биполяры образуют связи с палочками и колбочками.

Аксоны ганглиозных клеток каждого глаза образуют зрительные нервы, которые на основании мозга перекрещиваются. При этом у низших позвоночных происходит полный перекрест. У животных с развитым бинокулярным зрением (например, приматы) перекрест осуществляется только от носовых половин сетчатки, тогда как от височных половин сетчатки волокна не перекрещиваются.

Оптика глаза создает на сетчатке изображение. На первом этапе зрительного восприятия происходит трансформация световой энергии в нервное возбуждение. Для возбуждения фоторецепторов достаточно воздействия 1-2 квантов света. Палочки обеспечивают восприятие света или темноты в условиях слабой освещенности (ахроматическое зрение), колбочки обеспечивают восприятие цвета. Этот процесс происходит в наружных члениках фоторецепторов, в которых содержится фотопигмент: в колбочках — иодопсин, в палочках — родопсин. Максимум спектра поглощения родопсина – 500 нм (зелено-голубая часть спектра), а зрительные пигменты колбочек имеют три максимума поглощения (в синем, желто-зеленом и красном диапазоне). Молекула фотопигмента состоит из белковой части (опсина) и части, поглощающей свет (хромофора). По химическому составу хромофор является альдегидом витамина А. Под действием света фотопигмент расщепляется на хромофор и опсин (выцветание фотопигмента). Наряду с процессом фотоизомеризации происходит перестройка молекулы белка (опсина) и перемещение на ней электрического заряда. В результате этих фотохимических процессов в нервном членике (внутренний сегмент) возникает ранний, а за ним поздний рецепторный потенциал, представляющий собственно генераторный потенциал фоторецептора. Поздний рецепторный потенциал регистрируется микроэлектродом, введенным в фоторецептор, в виде гиперполяризации, которая поддерживается в течение всего времени действия света.

Следующим звеном передачи информации в сетчатке являются горизонтальные нейроны, которые отвечают на свет также гиперполяризацией (s-потенциал). Рецептивное поле этих нейронов определяется распространением их отростков (около 1 мм на сетчатке). Известно, что горизонтальные нейроны сетчатки генерируют два типа s-потенциалов: L-тип реакции состоит в гиперполяризации на свет любой длины волны и С-тип («цветовой») — знак реакции зависит от длины волны. В настоящее время предполагают, что горизонтальные клетки играют роль регуляторов синаптической передачи от фоторецепторов к биполярам. Функциональный смысл гиперполяризации состоит в преобразовании постоянного сигнала, возникающего на свет в фоторецепторе, в переменный сигнал, а также участвует в механизме адаптации сетчатки при изменении уровня освещенности.

Биполярные клетки сетчатки так же, как и горизонтальные, отвечают на свет гипер- или деполяризацией. Диаметр центральной зоны рецептивного поля биполяра составляетмкм, что соответствует разветвлению его дендрита. Это указывает на то, что ответ биполярного нейрона при стимуляции центра рецептивного поля обусловлен контактами рецепторных синапсов на дендрите биполяра.

Дендриты амакриновых клеток разветвляются во внутреннем синаптическом слое, где контактируют с проксимальными отростками биполяров и дендритами ганглиозных клеток. На амакриновых клетках оканчиваются центробежные волокна, которые идут из головного мозга. Электрофизиологические реакции амакриновых клеток не изучены.

Выходными элементами сетчатки служат ганглиозные клетки, аксоны которых образуют зрительные нервы. Ганглиозные клетки, в отличие от клеток других слоев сетчатки (горизонтальных, биполярных и амакриновых), по электрофизиологическим характеристикам представляют собой типичные нейроны: внутриклеточно в них регистрируются постсинаптические потенциалы (ВПСП и ТПСП), которые определяют импульсный ответ. Большинство ганглиозных клеток сетчатки имеют концентрические рецептивные поля: при освещении одной из зон поля ганглиозная клетка возбуждается («оn»-эффект), а при ее затемнении — тормозится. Взаимоотношения могут быть обратными. В соответствии с этим различают рецептивные поля с «оn»-центром (возбуждаются при освещении центра) и с «оff»-центром (возбуждаются при его затемнении). Центральную зону рецептивного поля окружает концентрическая тормозная зона. Общий наружный диаметр такого концентрического рецептивного поля составляет 8-12°. Нейроны с наименьшим размером центральной зоны локализуются в центральной части сетчатки. Тормозная кайма вокруг центральной зоны рецептивного поля не обнаруживается при низком уровне освещенности. В настоящее время предполагают, что тормозная кайма образуется горизонтальными клетками сетчатки по механизму латерального торможения, т.е. чем сильнее возбужден центр рецептивного поля, тем большее тормозное влияние он оказывает на свою периферию. Существование двух типов ганглиозных клеток — с «on» и «оff»-центрами — обеспечивает уже на уровне сетчатки обнаружение как светлых, так и темных объектов, появляющихся в поле зрения. Ряд ганглиозных клеток сетчатки позвоночных имеет дирекционную чувствительность, которая проявляется в том, что при движении стимула в одном направлении (оптимальном) ганглиозная клетка активируется, тогда как в другом — реакция отсутствует. В настоящее время известно, что такой характер реакции обусловлен определенным образом организованным тормозным взаимодействием между нейронами сетчатки. Особенно много дирекционно-чувствительных ганглиозных клеток обнаружено в сетчатке низших позвоночных (рыбы, амфибии).

Источник: http://zubstom.ru/docs/index-19015.html

Лабораторная работа №5.

Определение остроты зрения.

Цель: определить остроту зрения.

Оборудование: таблица Сивцева, рисунок Мариотта.

Острота зрения — основной количественный показатель способности к зрительному анализу размера, формы, структуры и ориентации рассматриваемого объекта в пространстве.

Известен рисунок Мариотта для нахождения слепого пятна. Если смотреть на крестик правым глазом (левый глаз должен быть закрыт), приближая или отдаляя рисунок от глаза, наступает момент, когда черный кружок не виден.

В центре глазного дна есть небольшое углубление – центральная ямка. Это место наилучшего видения. Главный луч зрения всегда направлен по оси: центральная ямка – центр хрусталика – рассматриваемый предмет. Вокруг центральной ямки расположилось желтое пятно. Это место дневного зрения и наилучшего цветового восприятия. Чем дальше от желтого пятна, тем меньше колбочек содержит сетчатка и все больше палочек. Палочки приспособлены для сумеречного зрения и для восприятия формы. На некотором расстоянии от желтого пятна находится так называемое слепое пятно. Здесь нет ни колбочек, ни палочек, этим местом глаз не видит. Это сосок зрительного нерва.

  • Следить
  • Отметить нарушение

AizereSerikova 25.11.2017

Ответы и объяснения

  • ДАША
  • середнячок

Взять табл. и померить на расстоянии пяии метров от таблицы по очереди называть буквы. вот. все что я знаю хех. ля ля ля

Источник: http://znanija.com/task/

Определение объема аккомодации глаза

Аккомодация – физиологический процесс приспособления глаза к четкому видению предметов, находящихся на разном расстоянии от него. У человека аккомодация осуществляется за счет изменения формы (кривизны) хрусталика для получения четкого изображения предметов на сетчатке. Объем аккомодации – это интервал изменения преломляющей силы глаза, выраженный в диоптриях (дптр).

Цель: определить объем аккомодации, сравнить его с нормальными величинами.

Объект исследования: человек-эмметроп.

Оборудование и материалы: линейки, таблицы со стандартным мелким шрифтом, светонепроницаемые повязки.

Порядок выполнения. Работу курсанты, слушатели и студенты проводят попарно. Объем аккомодации можно рассчитать по формуле:

где А– объем аккомодации дптр; L1– расстояние до ближайшей точки ясного видения (м); L2– расстояние до дальнейшей точки ясного видения (м).

Испытуемому один глаз закрыть светонепроницаемой повязкой. К наружному углу глазницы другого глаза (проекция главной узловой точки глаза) приложить линейку делением «0». Положение ближайшей точки ясного видения (L1) определяют, медленно отодвигая от глаза таблицу с мелким шрифтом до тех пор, пока исследуемый при максимальном напряжении не сможет прочитать текст (L1также можно определить, приближая таблицу с расстояния примерно 20 см). Для эмметропического и гиперметропического глаза дальнейшая точка ясного видения (L2) находится на очень большом расстоянии (в «бесконечности»), поэтому в данных условиях это значение можно не учитывать. Величина объема аккомодации будет определяться местоположением ближайшей точки ясного видения (L1), выраженном в диоптриях:

Результаты. Рассчитать объем аккомодации по формуле. При выраженных степенях миопии, когда дальнейшая точка приближается до 1–5м, приходится учитывать и ее значение.

Средние величины аккомодации в зависимости от возраста

Выводы. Сравнить полученную величину объема аккомодации с нормальными величинами у эмметропов разного возраста (Табл. 9.1.)

Источник: http://studopedia.org/.html

Лабораторная работа 4. Определение аккомодации глаза, реакции зрачков на свет.

Лабораторная работа 4.

Тема. Определение аккомодации глаза, реакции зрачков на свет.

Цель: изучить адаптационные способности зрительного анализатора.

Оборудование и материалы: лист бумаги с отверстием и буквами, написанными вокруг отверстия, текст на доске.

Расположим лист бумаги с отверстием и буквами вокруг него на расстояниисантиметров напротив глаза так, чтобы через отверстие был виден написанный на доске текст. Второй глаз прикроем ладонью.

Прочитаем через отверстие текст на доске. При этом буквы вокруг отверстия кажутся ……. .

Переведем взгляд на буквы, расположенные вокруг отверстия на листе бумаги. При этом текст, написанный на доске, кажется ……. .

Одновременно четко видеть предметы, расположенные вдали и предметы, расположенные вблизи, мы … ….. . Это (возможно, невозможно) потому, что при рассмотрении предметов, находящихся от нас на разном расстоянии, кривизна хрусталика (изменяется, не изменяется).

Изучим реакцию зрачков на свет. Для этого закроем один глаз и проследим за зрачком другого, открытого, глаза. Мы видим, что …. .

Откроем закрытый глаз, проследим за изменением зрачков обоих глаз. Мы видим, что… .

Закроем оба глаза на одну минуту, затем откроем их и проследим за реакцией зрачков. Мы видим, что… .

Очевидно, что при недостатке света зрачки глаз …, а при хорошем освещении зрачки … .

Вывод: мы познакомились с адаптационными способностями зрительного анализатора: аккомодацией и реакцией зрачков на свет. Аккомодация – это ……. . Изменение диаметра зрачка помогает глазу ….. . В целом, адаптация – это способность анализаторов ……. .

Лабораторная работа 4.

Тема. Определение аккомодации глаза, реакции зрачков на свет.

Цель: изучить адаптационные способности зрительного анализатора.

Оборудование и материалы: лист бумаги с отверстием и буквами, написанными вокруг отверстия, текст на доске.

Расположим лист бумаги с отверстием и буквами вокруг него на расстояниисантиметров напротив глаза так, чтобы через отверстие был виден написанный на доске текст. Второй глаз прикроем ладонью.

Прочитаем через отверстие текст на доске. При этом буквы вокруг отверстия кажутся ……. .

Переведем взгляд на буквы, расположенные вокруг отверстия на листе бумаги. При этом текст, написанный на доске, кажется ……. .

Одновременно четко видеть предметы, расположенные вдали и предметы, расположенные вблизи, мы … ….. . Это (возможно, невозможно) потому, что при рассмотрении предметов, находящихся от нас на разном расстоянии, кривизна хрусталика (изменяется, не изменяется).

Изучим реакцию зрачков на свет. Для этого закроем один глаз и проследим за зрачком другого, открытого, глаза. Мы видим, что …. .

Откроем закрытый глаз, проследим за изменением зрачков обоих глаз. Мы видим, что… .

Закроем оба глаза на одну минуту, затем откроем их и проследим за реакцией зрачков. Мы видим, что… .

Очевидно, что при недостатке света зрачки глаз …, а при хорошем освещении зрачки … .

Вывод: мы познакомились с адаптационными способностями зрительного анализатора: аккомодацией и реакцией зрачков на свет. Аккомодация – это ……. . Изменение диаметра зрачка помогает глазу ….. . В целом, адаптация – это способность анализаторов …

Краткое описание документа:

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается инструктивная карточка для проведения лабораторной работы» Определение аккомодации глаза, реакции зрачков на свет». Данная лабораторная работа предназначена для выполнения в 8-х (в уч.году — и 9-х) классах и соответствует программе курса «Биология, 8 класс» МОН ДНР, Пропущенные в тексте слова учащиеся должны вставить самостоятельно или, открыв скобки, выбрать один предложенный вариант ответа из двух. Для удобства распечатывания инструктивных карточек на листе А 4 размещено два экземпляра работы.

Буду признательна за оставленные отзывы и замечания.

  • 581
  • 20.04.2017

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Очень низкие цены на курсы переподготовки от Московского учебного центра для педагогов

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 60% скидки (только до конца зимы) при обучении на курсах профессиональной переподготовки (124 курса на выбор).

Только до конца зимы! Скидка 60% для педагогов на ДИПЛОМЫ от Столичного учебного центра!

Курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации отруб.

Для выбора курса воспользуйтесь удобным поиском на сайте KURSY.ORG

Вы получите официальный Диплом или Удостоверение установленного образца в соответствии с требованиями государства (образовательная Лицензия №выдана ООО «Столичный учебный центр» Департаментом образования города МОСКВЫ).

Московские документы для аттестации: KURSY.ORG

Вам будут интересны эти курсы:

Вы первый можете оставить свой комментарий

Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

Сертификат о создании сайта

Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

Грамота за использование ИКТ в работе педагога

Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

214011, РФ, г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.

Источник: http://infourok.ru/laboratornaya-rabota-opredelenie-akkomodacii-glaza-reakcii-zrachkov-na-svet.html

admin

View more posts from this author
×